Домра - русский народный инструмент. Наибольшее распространение он получил в России в 16 веке. В это время из села в село, из города в город небольшими группами ходили скоморохи и устраивали самые различные представления.
 |
Среди этих групп, которые носили название "ватаги" или "артели", были гудошники, гусляры, певцы, акробаты, фокусники, были среди них и играющие на домрах.
Примерно в это же время появились скоморохи, которые вели оседлый образ жизни при боярских и княжеских дворах. В государственных архивохранилищах Москвы хранятся многочисленные рукописи 15-17 веков с изображением домр и домрачеев. |
Спрос на домры был настолько велик, что на московских рынках существовали целые домерные ряды, где продавались самые различные по размеру домры: домришко, домра, домра басистая.
В Москве была образована Потешная палата, где скоморохи могли найти применение своему таланту. Но после указа царя Алексея Михайловича в 1648 году, фактически объявившего гонение на скоморохов, изготовление домр прекращается, искусство скоморохов утрачивает свою массовость, домра постепенно исчезает из быта народа, и о ней забывают.
Трудно сказать, как бы сложилась судьба домры, но в 1896 году она была найдена в Вятской губернии, и ею заинтересовался замечательный энтузиаст, музыкант, просветитель, организатор Первого Великорусского оркестра народных инструментов в Санкт-Петербурге Василий Васильевич Андреев (1861-1918). Совместно с талантливым мастером-самородком Семеном Ивановичем Налимовым (1857-1916) он восстанавливает трехструнную домру малую, а позднее домру-альт, и дору-бас.
В 1908 году другой московский музыкант Григорий Павлович Любимов вместе с музыкальным мастером Сергеем Федоровичем Буровым создают вначале четырехструнную домру-приму с квинтовым строем, а затем и ее разновидности - альт, тенор, бас.
Прошло более 100 лет, и теперь можно смело сказать, что национальный андреевский оркестр стал явлением поистине интернациональным. Попав в другие страны, домра трансформировалась в мандолину, лютню, домру и самые различные розновидности тамбуровидных инструментов. Где-то они остались народными, а где-то стали профессиональными и более усовершенствованными. К инструментам такого рода можно отнести и домру. Сейчас на многих из них исполняется мировая классическая музыка, современными композиторами создаются оригинальные произведения, исполнители получают профессиональное музыкальное образование.