![]() ![]() Наконец настал вечер 3 апреля. Самый большой зал города, "Казино", был переполнен. На концерте собравшихся ждал новый сюрприз: в ложе для именитых гостей, рядом с самыми прославленными музыкантами Норвегии и Дании, сидел всемирно известный русский пианист Антон Рубинштейн. Счастливый случай! Именно в эти дни маршрут его гастрольной поездки пролегал через Скандинавию. По залу пронесся шепот: еще одна сенсация! Рубинштейн, всюду возивший с собой для выступлений собственный рояль, великодушно предложил этот прекрасный концертный инструмент своему коллеге Нойперту. Многие в зале увидели в этом нечто символическое: молодой норвежский композитор входил в музыкальный мир Европы при внимательной дружеской поддержке своих старших, знаменитых коллег. Исполнение началось. При первых же мощных и выразительных аккордах Рубинштейн весь превратился в слух, а публика то и дело нарушала правила приличия. Аплодисменты раздавались не только после каждой части концерта, но и после особенно выразительных мелодий или пассажей. Даже Рубинштейн и тот не выдержал и зааплодировал, не дожидаясь конца первой части. Так, благодаря случаю, русский музыкант познакомился с музыкой молодого норвежца. Вскоре в репертуаре Нойперта появился фортепианный концерт Рубинштейна, а в музыкальных кругах России заговорили о многообещающем таланте Эдварда Грига. Прошло без малого двадцать лет. Эдвард Григ стал известным композитором. Его Норвежские танцы и Лирические пьесы вошли в репертуар многих исполнителей, музыка к пьесе Ибсена "Пер Гюнт" и другие оркестровые произведения не раз звучали в Германии, Франции и других странах. Сам он уже несколько раз побывал в Европе с авторскими концертами. Неизменный дуэт — Эдвард Григ за роялем и его жена Нина как солистка (она была замечательной камерной певицей и непревзойденной исполнительницей романсов Грига, ей же и посвященных автором) - пользовался любовью и признательностью ценителей музыки. Много слышавшие друг о друге, знакомые - по концертным исполнениям и изданным нотам - с музыкой друг друга, Григ и Чайковский впервые встретились лично. Между ними - с первой секунды! - установилась какая-то особенная душевная связь. Позже Чайковский скажет, что знакомство с Григом оказалось началом "искренней дружбы, основа которой есть несомненное внутреннее родство двух музыкальных натур, хоть и чуждых друг другу по происхождению". "Сколько теплоты и страстности в его певучих фразах, - писал Чайковский, - не удивительно, что Грига все любят..." А когда Григ с не меньшим восхищением отозвался о музыке Чайковского, тот заметил: "Искренний привет от такого собрата, как гениальный Григ, есть высшая, драгоценнейшая услада, которая может достаться в удел артисту".,, Позже русский композитор посвятит Григу свою знаменитую увертюру-фантазию "Гамлет", А пока," в Лейпциге, они находят много общего не только в своем отношении к музыке, но и в чисто человеческих чертах. Они оба, оказывается, страстно любят природу, прогулки, путешествия, оба сочиняют музыку вдали от больших городов: Чайковский - в подмосковных имениях своих друзей, Григ - в своем доме среди скал, на берегу моря. ![]() Но - опять увы! - и этим планам не суждено было сбыться. Поездку в Россию Григ все откладывал, пока не разразилась русско-японская война. Тогда уже для душевно чуткого Грига стало вовсе невозможно приехать - он, по собственному признанию, совестился привлекать к своей музыке внимание в стране, где на войне гибли люди. Ну, а балет-сказка на музыку Грига в Петербурге все же появился. Но это было гораздо позже, а собрал и оркестрировал мелодии Грига для балета "Ледяная дева" русский композитор Б, Асафьев. - Традиции любви и уважения к музыке великих композиторов передаются от поколения к поколению. Антон Рубинштейн был учителем П. И. Чайковского. Александр Зилоти стал знаменитым на весь мир пианистом, когда подрос и занял свое тесто в музыкальном мире его младший двоюродный брат - Сергей Рахманинов. Рахманинов же первым из русских дирижеров исполнил в симфоническом концерте музыку Грига к "Пер Гюнту"... Попробуйте на вкус, покатайте на языке эти дивные, непривычно звучащие слова: фьорд... тролль... Сольвейг... И если за этими словами в вашей памяти возникнут то изысканные и нежные, то покоряющие силой и властностью мелодии Эдварда Грига - это значит, что и вы встали в эту не имеющую конца эстафету любви, любви к великому норвежскому композитору. ![]() Эдвард Григ — первый норвежский композитор, творчество которого вышло за пределы своей страны и стало достоянием европейской культуры. Фортепианный концерт, музыка к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт», «Лирические пьесы» и романсы являются вершинами музыки второй половины XIX в. Страна, где срываются с круч водопады,
И к низу стремятся отвесной стеной, Где берег морской весь изрезали фьорды, Там волны нашли свой приют и покой. Здесь пела Сольвейг свои дивные песни, И музыка Грига звучала порой, Напевы её и легки и прекрасны, И радуют слух не земной красотой. Здесь прячутся гномы за ветками леса, И феи порхают в тумане морском, Здесь скалы круты и обрывы отвесны, И снежные шапки белеют кругом. Страна рек холодных и льдов Заполярья, Ты радуешь взоры в убранстве своём, Ты даришь минуты огромного счастья И дышится вольно в просторе твоём. Борис Афанасьев
|