Михаил Казиник: «Каждый человек, который слушает музыку какого-нибудь композитора, безусловно, хочет знать, откуда этот композитор, где берет своё начало его музыка, как они связаны друг с другом. Уже давно известно, что гении питаются из одного источника, что они на самом деле контактируют друг с другом – скрыто или открыто, с большей или меньшей степенью преемственности, но никто из них никогда не вырастал на пустой невозделанной почве.
Бах говорит с нами на величайшем всемирном языке – на языке Бога. Он рассказывает нам всю космогонию, всю историю цивилизации, всю историю жизни и смерти на земле. Он отвечает на вопросы, которые каждый человек задает себе на протяжении всей жизни. А мы этого даже не слышим. В последние триста пятьдесят лет музыка, наконец, заговорила с человечеством. У меня до сих пор есть ощущение, что музыка недостаточно использована – ни в лечебных целях, ни в целях защиты социума, систем и стран. Если бы музыка могла занять то место, которое она занимала в античном мире, если бы к ней относились как к вершине невербального сознания, как к высочайшему подсознанию – тайному знанию, насколько мы бы выиграли, насколько бы музыка заняла то подлинное место в жизни общества!..» Наше путешествие мы начинаем с тех величайших людей, которые напитали источник безграничного океана Иоганна Себастьяна Баха. Первая программа посвящена выдающемуся композитору эпохи барокко – Дитриху Букстехуде…
Немецкий композитор и органист Иоганн Пахельбель родился в Нюрнберге. Музыкальное образование получил в Альтдорфском университете. Работал органистом в разных немецких городах, дольше всего в Эрфурте (1678-1690). Одно время служил вторым органистом собора Св. Стефана в Вене. Однако музыкальную карьеру окончил в родном Нюрнберге, где и скончался в 1706 году. Пахельбель остается одним из наиболее значительных немецких композиторов добаховской эпохи. Его творческое наследие обширно и разнообразно. В нем представлены традиционные жанры вокальной церковной музыки (мотеты, духовные концерты и арии, магнификаты, мессы), инструментальные ансамблевые сочинения (в том числе шесть партит для двух скрипок и basso continuo). Однако важнейшее место занимают произведения для клавишных инструментов. В их числе около 70 органных хоральных обработок, 95 органных фуг на Магнификат для вечерней церковной службы, а также около ста органных сочинений (токкаты, фуги, прелюдии, фантазии, ричеркары, чаконы). Считается, что именно органная и клавирная музыка Пахельбеля во многом повлияла на становление оригинального стиля И.С. Баха.
Антонио Лучо Вивальди родился 4 марта 1678 года в Венеции. Учился игре на скрипке у своего отца Джованни Баттисты Вивальди, скрипача собора св. Марка. Предположительно также учился композиции у Джованни Легренци и Арканджело Корелли в Риме. 18 сентября 1693 года состоялось пострижение Вивальди в монахи. Спустя семь лет он был возведен в сан дьякона, а затем и священника. За непривычный для венецианцев цвет волос его прозвали “рыжим священником”. В период с 1703 по 1725 год Вивальди прославился как педагог, затем дирижёр оркестра и руководитель концертов. С 1713 года он служил руководителем оркестра и хора в «делла Пьета» в Венеции, доме призрения сирот, который славился как одна из лучших музыкальных школ для девочек. Ещё при жизни он стал известен как композитор, способный за пять дней создать трехактную оперу и сочинить множество вариаций на одну тему. Прославился на всю Европу в качестве скрипача-виртуоза и мастера ансамблево-оркестрового концерта, или кончерто гроссо (concerto grosso), для которого установил трехчастную циклическую форму и выделил виртуозную партию солиста. В историю Антонио Вивальди вошел как крупнейший представитель итальянского скрипичного искусства XVIII века, утвердивший новую драматизированную, так называемую «ломбардскую» манеру исполнения. В числе прочего композитор создал жанр сольного инструментального концерта. Инструментальные концерты Вивальди явились значительным этапом на пути формирования классической симфонии. После смерти композитора в 1741 году музыкальное наследие Антонио Вивальди находилось в забвении почти двести лет и лишь в 20-х годах XX века итальянским музыковедом были обнаружены собрания его рукописей. Долгое время о Вивальди помнили только потому, что И.С. Бах сделал ряд транскрипций сочинений своего предшественника. Михаил Казиник: «Антонио Вивальди “молчал” двести лет. А вернулся на планету тогда, когда он больше всего понадобился – после Второй мировой войны. Это было время депрессии всей культуры: всё погибло, человечество дошло до мании самоуничтожения. Как страшен человек! И вдруг молчавший двести лет Вивальди, благодаря неожиданно найденным нотам, проник – буквально ворвался в мир ХХ века; в мир депрессии, разочарования и трагедий пришел композитор, обладавший уникальным чувством гармонии, красоты и радости. Именно эту гармонию, красоту и радость венецианца Вивальди почувствовал и полюбил молодой Иоганн Себастьян Бах…» В программе звучит Кончерто гроссо для двух скрипок, виолончели и струнного оркестра ре минор А. Вивальди и его органная версия, сделанная И.С. Бахом. |