Суббота, 14.06.2025, 14:41
МЕЛІТОПОЛЬСЬКІ МЕНЕСТРЕЛІ
Главная | История музыки | Регистрация | Вход
«  Июнь 2025  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30

   Д. Букстехуде Михаил Казиник приглашает всех любителей классики в увлекательное историческое путешествие по трем столетиям развития европейской музыки – от Иоганна Себастьяна Баха до наших дней…

    Михаил Казиник: «Каждый человек, который слушает музыку какого-нибудь композитора, безусловно, хочет знать, откуда этот композитор, где берет своё начало его музыка, как они связаны друг с другом. Уже давно известно, что гении питаются из одного источника, что они на самом деле контактируют друг с другом – скрыто или открыто, с большей или меньшей степенью преемственности, но никто из них никогда не вырастал на пустой невозделанной почве.

    Почему мой выбор пал на последние три столетия? По одной и очень простой причине: в последние триста пятьдесят лет, начиная с первых “добаховских” композиторов, музыка достигла своего апогея. Она как никогда, выйдя из всех ограничений – даже из церкви и всевозможных идеологических шор – превратилась в музыку, участвующую в жизни, политике, культуре, мышлении. Музыка последних трех с половиной веков повлияла на истории государств, на речь и риторику. Потому что на самом деле вся великая музыка – это риторика, это высшее произношение. Однако многие из нас об этом даже не догадываются.

    Бах говорит с нами на величайшем всемирном языке – на языке Бога. Он рассказывает нам всю космогонию, всю историю цивилизации, всю историю жизни и смерти на земле. Он отвечает на вопросы, которые каждый человек задает себе на протяжении всей жизни. А мы этого даже не слышим.

    В последние триста пятьдесят лет музыка, наконец, заговорила с человечеством. У меня до сих пор есть ощущение, что музыка недостаточно использована – ни в лечебных целях, ни в целях защиты социума, систем и стран. Если бы музыка могла занять то место, которое она занимала в античном мире, если бы к ней относились как к вершине невербального сознания, как к высочайшему подсознанию – тайному знанию, насколько мы бы выиграли, насколько бы музыка заняла то подлинное место в жизни общества!..»

    Наше путешествие мы начинаем с тех величайших людей, которые напитали источник безграничного океана Иоганна Себастьяна Баха. Первая программа посвящена  выдающемуся  композитору эпохи барокко – Дитриху Букстехуде…



    В прошлый раз мы говорили об одном из гениев немецкой музыки, повлиявших на творчество Иоганна Себастьяна Баха. Это был Дитрих Букстехуде – великий представитель северо-немецкой органной школы. Сегодня мы продолжаем разговор о тех, кто создал феномен Баха, и представляем несравненного Иоганна Пахельбеля…

    Немецкий композитор и органист Иоганн Пахельбель родился в Нюрнберге. Музыкальное образование получил в Альтдорфском университете. Работал органистом в разных немецких городах, дольше всего в Эрфурте (1678-1690). Одно время служил вторым органистом собора Св. Стефана в Вене. Однако музыкальную карьеру окончил в родном Нюрнберге, где и скончался в 1706 году.

    Пахельбель остается одним из наиболее значительных немецких композиторов добаховской эпохи. Его творческое наследие обширно и разнообразно. В нем представлены традиционные жанры вокальной церковной музыки (мотеты, духовные концерты и арии, магнификаты, мессы), инструментальные ансамблевые сочинения (в том числе шесть партит для двух скрипок и basso continuo). Однако важнейшее место занимают произведения для клавишных инструментов. В их числе около 70 органных хоральных обработок, 95 органных фуг на Магнификат для вечерней церковной службы, а также около ста органных сочинений (токкаты, фуги, прелюдии, фантазии, ричеркары, чаконы). Считается, что именно органная и клавирная музыка  Пахельбеля  во многом повлияла на становление оригинального стиля И.С. Баха.

 

    Вереницу предвестников великого Иоганна Себастьяна Баха продолжает имя крупнейшего итальянского композитора эпохи барокко – “рыжего попа”, “неистового” венецианца и гения Антонио Вивальди…

    Антонио Лучо Вивальди родился 4 марта 1678 года в Венеции. Учился игре на скрипке у своего отца Джованни Баттисты Вивальди, скрипача собора св. Марка. Предположительно также учился композиции у Джованни Легренци и Арканджело Корелли в Риме.

    18 сентября 1693 года состоялось пострижение Вивальди в монахи. Спустя семь лет он был возведен в сан дьякона, а затем и священника. За непривычный для венецианцев цвет волос его прозвали “рыжим священником”.

    В период с 1703 по 1725 год Вивальди прославился как педагог, затем дирижёр оркестра и руководитель концертов. С 1713 года он служил руководителем оркестра и хора в «делла Пьета» в Венеции, доме призрения сирот, который славился как одна из лучших музыкальных школ для девочек.

    Ещё при жизни он стал известен как композитор, способный за пять дней создать трехактную оперу и сочинить множество вариаций на одну тему. Прославился на всю Европу в качестве скрипача-виртуоза и мастера ансамблево-оркестрового концерта, или кончерто гроссо (concerto grosso), для которого установил трехчастную циклическую форму и выделил виртуозную партию солиста.

    В историю Антонио Вивальди вошел как крупнейший представитель итальянского скрипичного искусства XVIII века, утвердивший новую драматизированную, так называемую «ломбардскую» манеру исполнения. В числе прочего композитор создал жанр сольного инструментального концерта. Инструментальные концерты Вивальди явились значительным этапом на пути формирования классической симфонии.

    После смерти композитора в 1741 году музыкальное наследие Антонио Вивальди находилось в забвении почти двести лет и лишь в 20-х годах XX века итальянским музыковедом были обнаружены собрания его рукописей. Долгое время о Вивальди помнили только потому, что И.С. Бах сделал ряд транскрипций сочинений своего предшественника.

    Михаил Казиник: «Антонио Вивальди “молчал” двести лет. А вернулся на планету тогда, когда он больше всего понадобился – после Второй мировой войны. Это было время депрессии всей культуры: всё погибло, человечество дошло до мании самоуничтожения. Как страшен человек! И вдруг молчавший двести лет Вивальди, благодаря неожиданно найденным нотам, проник – буквально ворвался в мир ХХ века; в мир депрессии, разочарования и трагедий пришел композитор, обладавший уникальным чувством гармонии, красоты и радости. Именно эту гармонию, красоту и радость венецианца Вивальди почувствовал и полюбил молодой Иоганн Себастьян Бах…»

    В программе звучит Кончерто гроссо для двух скрипок, виолончели и струнного оркестра ре минор А. Вивальди и его органная версия, сделанная И.С. Бахом.

 


Меню сайта
Вход на сайт
Поиск
Мини-чат
Друзья сайта
  • Сайт Дворца творчества
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Сайт ОНИ Мелитопольского ДДиЮТ ©2011-2025