Суббота, 14.06.2025, 14:29
МЕЛІТОПОЛЬСЬКІ МЕНЕСТРЕЛІ
Главная | Страница 2 | Регистрация | Вход
«  Июнь 2025  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30

 

    «Кто самый весёлый и радостный композитор в мире?», – задается вопросом Михаил Казиник. «А кто самый трагический и печальный?». В обоих случаях ответ один – Иоганн Себастьян Бах. Чтобы услышать это, в программе звучит знаменитая Ария альта из «Страстей по Матфею» и Концерт для двух скрипок с оркестром ре минор…

    Михаил Казиник: «В предыдущих передачах мы говорили о двух источниках, питающих музыку Иоганна Себастьяна Баха. Это – Дитрих Букстехуде и Иоганн Пахельбель. Букстехуде вошел в творчество Баха как бунтарь, как вихрь, как свободная фантазия. Пахельбель – как великий философ и созерцатель. Океан музыки Баха питает огромное количество композиторов, направлений музыки и явлений искусства – все они аккумулировались в океане “Бах” и стали вселенской музыкой. Именно поэтому Бах до сегодняшнего дня считается собеседником Эйнштейна, Ньютона; Бах сегодня оказывается ближе жителям ХХI века, чем своим современникам…»

    Контрастность и невиданная полярность музыки Баха – поразительный спектр настроений и состояний, которые она вбирает в себя, по мнению Михаил Казиника, несравнимы ни с  одним другим композитором. В подтверждение этому автор предлагает к прослушиванию два сочинения, которые в полной мере отражают чувственные глубины баховского гения.

    Об Арии альта из «Страстей по Матфею»:

«Быть может, на земле никто не написал ничего глубже, проникновеннее и сильнее. Это и уникальное соло скрипки, и грудной голос, поющий от имени планеты во вселенную, и сама музыка, превосходящая всё, что было написано до и после. Если бы Бах вообще ничего не написал кроме этой арии, он бы уже заслужил памятники по всей планете…»

    О Концерте для двух скрипок ре минор:

«Мы уже говорили о том, что особое влияние на музыку Баха также оказал его современник и ровесник Антонио Вивальди. Именно под впечатлением от музыки Вивальди Бах написал свой скрипичный концерт – кончерто гроссо с двумя солирующими скрипками, который для любого человека, любящего музыку, остается одной из вершин творчества Баха. После невероятной глубины музыки Арии альта из «Страстей по Матфею» – того ошеломляющего проникновения в самую суть жертвы, распятия, матери, любви, смерти и возрождения, вы услышите музыку совершенно иного рода – потрясающей энергии, радости бытия и воспевания жизни…»

    Как развивалась европейская музыка после ухода Иоганна Себастьяна Баха? Михаил Казиник посвящает серию передач сыновьям немецкого классика, известность которых уже при жизни их великого отца стала набирать обороты…
    Если когда-либо существовала фамилия, имевшая особую, как бы наследственную предрасположенность к одному и тому же виду искусства, то это, конечно же, был род Бахов. На протяжении шести поколений едва ли можно выискать хотя бы двух или трех представителей этой фамилии, которых природа не наградила блестящим музыкальным дарованием, и для которых это искусство не стало бы главным делом жизни. <…> Но все они не избежали бы забвения, если бы, в конце концов, из их среды не вышел человек, чье славное искусство излучало столь яркий свет, что и на них пал отблеск этого сияния. То был Иоганн Себастьян Бах, краса и гордость фамилии и отечества, человек, которому, как никому другому, покровительствовало само Искусство Музыки.

    Так писал в 1802 году Иоганн Николаус Форкель – первый биограф композитора на заре нового века, ибо век Баха распростился с великим кантором сразу после его кончины.

    «Но как такое возможно?», – спросите вы. Ведь после смерти у Баха оставалось одиннадцать детей (из двадцати выживших), которые уж могли бы внимательно позаботиться о том, чтобы сохранить и популяризировать бесценное наследие отца. К слову, шестеро из них с юного возраста проявляли уникальные способности к музыке. Двое – самых одаренных, по оценкам некоторых современников – едва перешагнули двадцатипятилетний рубеж, а четверо реализовались в полной мере, став выдающимися композиторами. «Причем реализовались таким образом, – говорит Михаил Казиник, – что их отец был забыт на полных девяносто семь лет».

    По мнению музыковеда, произошло это отнюдь не случайно…

    Михаил Казиник: «Сегодня, когда мы знаем масштаб личности Иоганна Себастьяна Баха, нам придется стать детективами и Шерлоками Холмсами для того, чтобы понять, как Иоганн Себастьян – величайших из когда-либо живших гениев на земле – оказался преданным забвению длиною почти в целый век!

    Почему дети Баха, полностью осознавая, кем был их отец, ничего не сделали для распространения его музыки и прославления его имени? Почему в интервью, которое однажды дал Иоганн Христиан Бах, он сказал лишь о том, что отец был “хороший органист”.  У меня есть своя концепция на этот счет…

    Просто глубоко внутри себя, будучи талантливейшими композиторами и творцами, они понимали, что дальше за папой ничего нет. Продолжить его нельзя – потому что невозможно. В нём альфа и омега. В нем океан. Из океана ничего не вытекает. Поэтому для того, чтобы жить, детям Баха пришлось отказаться от его "старого" стиля, а вместе с тем – и от всего того, что было с ним связано. Им нужно было проложить новую дорогу, и они это сделали…»

    О том, что это была за дорога, и кому по ней суждено было пройти, Михаил Казиник рассказывает в серии передач, посвященной сыновьям Иоганна Себастьяна Баха…

    Нынешней передачей Михаил Казиник завершает разговор о творчестве Карла Филиппа Эммануила Баха и начинает свой рассказ о самом младшем из сыновей Баха – Иоганне Кристиане Бахе, известном также, как "лондонский" или "миланский" Бах…

    Иоганн Кристиан Бах родился 5 сентября 1735 года в Лейпциге. Его матерью была вторая жена Иоганна Себастьяна — Анна Магдалена. Его отцу тогда было уже пятьдесят лет, что, возможно, объясняет разительные отличия их музыкальных стилей. В лейпцигской школе Святого Фомы его первым учителем был отец, а после смерти Иоганна Себастьяна ему стал преподавать сводный брат, Карл Филипп Эмануил.

    Карьера Иоганна Христиана складывалась удачно, сперва он показал себя как композитор, а позже — как музыкант, играя вместе с Карлом Фридериком Абелем, известным исполнителем на виоле да гамба. Иоганн Христиан сочинял кантаты, камерную музыку, клавирные и оркестровые композиции, оперы и симфонии.

    В течение многих лет, начиная с 1756 года, Иоганн Христиан прожил в Италии, вначале он учился у Падре Мартини из Болоньи, а позже у Джованни Баттисты Саммартини. В 1760 году стал органистом в одном из соборов Милана. В это же время перешел из лютеранства в католическую веру. В 1762 году совершил путешествие в Лондон на премьеру своих опер в Королевском театре. В Англии он служил учителем музыки у королевы Шарлотты. Состоял в масонской ложе «Девять Муз» № 235 на Востоке Лондона.

    В 1766 году встретил певицу (сопрано) Сесилию Грасси, на которой вскоре женился, несмотря на то, что она была на 11 лет младше. Детей у них не было.

    Иоганн Христиан умер в Лондоне 1 января 1782 года.

    Вот и окончен разговор о сыновьях Баха, но не о баховской эпохе. Михаил Казиник размышляет о том, что это было за время, и кого современники называли гением немецкой барочной музыки…

    «Дети Баха, прервав музыкальную связь с отцом, поступили революционно, практически проложив дорогу к венским классикам», – утверждает Михаил Казиник. Однако не только они, но и ряд других композиторов того времени склонны были считать музыку Баха устаревшей и скучной, призванной не услаждать слух, а пускаться в изнурительные размышления о чересчур высоких материях. Как и дети Баха, они ощущали потребность разговаривать с широкой публикой на изысканном светском языке. Наступала эпоха Просвещения…

    Михаил Казиник: «Просветители разом отказались от идей религиозного мистицизма, а также от неопровержимого канона, что Бог есть откровение. “Нет, – утверждали они, – Бог есть там, где можно логически рассуждать”. В пример они приводили крупнейшего средневекового католического теолога Фому Аквинского, сформулировавшего пять доказательств бытия Бога. С подачи просветителей Бог трактовался как результат логических знаний, а христианство уступило деизму – учению, утверждающему, что Бог существует только там, где он доказуем, а там, где он недоказуем, его нет.

    Именно тогда на сломе эпох – религиозного мистицизма и нового мира появляется ряд композиторов-гениев, которые живо учуяли, что время тайных общений с Богом (как это было у Иоганна Себастьяна Баха) прошло. Наступило время просвещенного разума, а вместе с ним и пышных костюмов, чудесных людей, чувства юмора и тяги к прекрасному. Повсюду провозглашалось торжество света и эмоций. А в музыке появилось чудо из чудес – то, что мы назовем потом венской классикой…»

    О том, какую музыку надо было писать, чтобы прослыть великим, и за что мы сегодня благодарим Георга Филиппа Телемана, размышляем в очередной передаче цикла «Три с половиной века истории развития европейской музыки».

 

 


Меню сайта
Вход на сайт
Поиск
Мини-чат
Друзья сайта
  • Сайт Дворца творчества
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Сайт ОНИ Мелитопольского ДДиЮТ ©2011-2025