![]() Людвиг Ван Бетховен родился в 1770 году в Бонне. Его отец, Иоганн, был певчим Боннской придворной капеллы. Жена Иоганна, Мария Магдалена, родила ему семерых детей, из которых выжили только трое сыновей: Людвиг, Каспар и Иоганн. ![]() Бетховен рано узнал итальянскую, французскую и австрийскую музыку и, будучи еще учителем игры на фортепиано, подружился с семьей Брейнингов. В из доме часты были разговоры об искусстве, о немецких литературных и философских новинках. Так молодой композитор получил представление о Клопштоке и Шиллере, Гердере и Гете. Атмосфера открытости культуре, господствовавшая в доме Бренингов, в немалой степени повлияла на формирование творческой индивидуальности Бетховена. В 1787 году Бетховен переехал в Вену в надежде, что сможет брать уроки у Моцарта, однако пробыл в этом городе недолго. Он принужден был вернуться в Бонн, чтобы ухаживать за умирающей матерью и спасать опустившегося отца-алкоголика. Ему, старшему из братьев, пришлось взять на себя тяжелую обязанность содержать семью и дать образование Каспару и Иоганну. Плодотворные годы
Несмотря на трудности, Бетховен продолжал учиться. В 1789 году он стал посещать лекции по философии в Университете в Бонне.
![]() В 1792 году композитор приехал в Вену, желая стать учеником Гайдна. Однако отношения между ними сложились непростые, и Бетховен решил, что дальнейшее музыкальное образование будет получать у преподавателя контрапункта Альбрехтсбергера и композитора Антонио Сальери. В Вене Бетховену было суждено прожить до конца своих дней. Здесь он быстро прославился и как пианист и мастер импровизации, и как композитор. Немало способствовали его успеху и материальному благополучию богатые и просвещенные аристократы, такие как князь Лихновский, граф Разумовский и эрцгерцог Рудольф. Они открыли композитору новые возможности: благодаря их финансовой поддержке и связям Бетховен выступал в лучших залах и заключал выгодные договоры с крупными музыкальными издательствами. Двадцать лет - с 1795 года, когда Бетховен дал первый публичный концерт, до 1815 года, когда он прекратил выступать как пианист и дирижер, - стали для композитора периодом напряженного творчества и международного признания. Для полного счастья не доставало лишь одного - верной подруги жизни. Но счастья в любви Бетховену испытать не довелось. Давая уроки музыки, он бывал в аристократических домах и нередко влюблялся в своих юных учениц. Ни одна из этих любовных историй не закончилась женитьбой. Родители возлюбленных уважали Бетховена и восхищались его талантом, но на брак согласиться не могли, ведь Бетховен был человеком простого происхождения. В доме Брунсвиков Людвиг познакомился с сестрами Терезой и Жозефиной, а также с их очаровательной кузиной Джульеттой Гвичарди. Бетховен восхищался всеми тремя девушками, но особенно выделял Жозефину, которую в семье звали Пепи. Вполне вероятно, что именно ей адресовано знаменитое письмо к "бессмертной возлюбленной", которое Бетховен написал в 1812 году. Говорили также и о том, что Бетховен является отцом дочери Жозефины - Миноны. В дальнейшем избранницами композитора были мещанка Тереза Мальфатти, с которой он почти дошел до алтаря, и певица Амалия Зебальд. Неизлечимая болезнь
Уже в 1795 году Бетховен почувствовал первые признаки глухоты. Недуг, подступавший медленно, но неумолимо, в корне изменил жизнь композитора. Он был на грани нервного срыва, из-за болезни ухудшились его и без того непростые отношения с окружающими. Общаться с друзьями композитор теперь мог только при помощи "разговорных тетрадей", впоследствии ставших знаменитыми. Со временем он оглох полностью. Но даже это не помешало ему сочинять и не поколебало его веры в ценность жизни.
![]() Бетховен умер в Вене в 1827 году в возрасте 57 лет. Насколько скромными и загадочными были похороны Моцарта, настолько пышно и торжественно хоронили Бетховена. В траурной процессии участвовало двадцать, а то и тридцать тысяч человек. Друг композитора поэт Грильпарцер написал прощальное слово, последняя фраза которого звучала так: "Тот, кто придет вслед за ним, не сможет продолжать дело его, но должен будет начать с самого начала, потому что в своем творчестве Бетховен дошел до границ искусства". Стремление к абсолютной свободе
Бетховена отличала не только разносторонность культурных интересов, но и готовность защищать статус свободного художника, полностью независимого в своем творческом и экзистенциальном выборе. Уже в 1798 году в "Патетической" сонате - одной из 32, написанных для фортепиано, - композитор обнаруживает стремление к абсолютной творческой свободе. Более поздние его сонаты - знаменитая "Лунная", "Вальштейновская" и "Прощание" - в еще большей степени проникнуты этим стремлением.
Одновременно с сонатами появлялись квартеты и девять симфоний. Третья ("Героическая") знаменует собой разрыв с прошлым, а в Девятой симфонии, в финале которой к оркестру добавляются хор и голоса солистов, уже звучит "Ода к радости" Шиллера - страстный призыв ко всеобщему братству. Идея единения звучит и в Торжественной мессе. Творческое наследие Бетховена велико. Многие его произведения еще при жизни автора публика оценила как шедевры. Среди них - пять фортепианных концертов, скрипичный концерт, увертюры и опера "Фиделио". |