В первую очередь, к ним следует отнести проблему мотивации музыкального воспитания, из-за которой и у нас в стране, и за рубежом постановка музыкального воспитания во многих случаях оставляет желать лучшего. Если в педагогике древних цивилизаций или средневековья необходимость музыкального воспитания не вызывала сомнений, то впоследствии, особенно начиная с Нового времени, роль музыки в воспитательно-образовательном процессе стала уменьшаться. Происшедшие процессы свидетельствуют о том, что нарушена гармония между воспитанием и образованием. Размытость нравственных идеалов, определённый идеологический вакуум, агрессивное наступление худших образцов западной массовой культуры, превратное понимание свободы и демократии являются питательной средой для роста многочисленных негативных явлений в среде школьников. Причем проблемы эти касаются не только старших подростков и юношей (как это было раньше), но и детей более младшего возраста. В погоне за объемом информации, за углублением так называемых более "практически значимых" знаний упущена забота о формировании нравственного мира ребенка и подростка. Крупнейший ученый западноевропейского средневековья Боэций считал, что музыка находится в квадривиуме ведущих наук - наравне с арифметикой, геометрией и астрономией. Издревле музыкальному воспитанию придавалось общегуманитарное значение, за ним признавалась ведущая роль в нравственном и интеллектуальном совершенствовании личности. С одно стороны, это связано с особенностями средств музыкальной выразительности, их влиянием на психику, с другой - со способностью музыки, как никакого другого вида искусства, моделировать сложнейшие процессы духовного мира человека на уровне сознания и подсознания, наконец с ее исключительно сильным нравственны воздействием на эмоциональную сферу и духовный мир человека, что приобрело сегодня особую актуальность. Музыкальное воспитание развивает воображение, фантазию, концентрацию внимания. Нельзя забывать и о компенсаторной функции музыки. Большая нравственная и психическая нагрузка современной жизни, ее стремительные темпы в совокупности с тотальной технизацией пагубно влияют на нервную систему людей, особенно, детей. Компенсаторная роль музыки заключается в том, что она дополняет недостаток удовлетворения базовых потребностей в сфере подсознания. Музыка способна доставлять удовольствие, наслаждение. "Эстетическое общественное сознание выражается в форме искусства, которое является важным снимающим у детей напряжение от учебы, труда, спорта. И можно смело утверждать, что искусство осуществляет своеобразную психотерапию",- так говорил академик Лихачев. Музыка в нашей стране вошла в каждый дом. Музыку слушают взрослые и дети - классическую, народную, духовную, серьезную и развлекательную. Разобраться в этом потоке музыкального звучания бывает порой очень трудно, особенно детям. Сама жизнь убеждает нас в том, что мы часто не всегда умеем замечать красоту, бываем порой равнодушны к музыке глубокого содержания. И все потому, что в детские годы в семье не уделялось должного внимания музыкальному воспитанию. На странице сайта "Нетипичный формат" мы начинаем цикл передач о классической музыке. Его ведущим будет неутомимый пропагандист классической музыки М. Казиник. Мы хотели бы, чтобы эти передачи прослушивали родители вместе с детьми. Нам интересно ваше отношение к музыке, мысли, которыми вы можете поделиться в Гостевой книге, оставив свой комментарий. М. Казиник. Как отличить культуру популярную от культуры подлинной? Сегодня мне хочется поговорить вот о чем. Во все времена во все эпохи, во всех цивилизациях существовало два вида культуры: культура, как ее сегодня называют, популярная, т.е. для огромного количества людей, которая продается и покупается на всех массовых каналах, и культура глубинная. Как же отличить культуру популярную от культуры не популярной. |