![]() ![]() В возрасте одиннадцати лет Шуберт поступил певчим в императорскую капеллу и, распростившись с родным домом, уехал в Вену (благо от предместья до города было рукой подать). Теперь он жил в императорском королевском конвикте -привилегированном интернате. И учился в гимназии. Об этом так мечтал его отец. Но жизнь его была невесела: подъем на заре, долгие и утомительные стояния на клиросе, вездесущие надзиратели, всегда умеющие найти за мальчиками провинность, за которую следует высечь или заставить бессчетное число раз повторять молитвы. Существование Франца, привыкшего к кроткому наставничеству Хольцера, было бы совсем беспросветным, если бы не новые друзья- дружили тем крепче и самоотверженней, чем больше воспитатели поощряли детей к наушничеству и доносительству, якобы направленному к "спасению душ заблудших товарищей". И если бы не музыка. Талант юного Шуберта заметил придворный капельмейстер - небезызвестный Антонио Сальери. Он продолжил заниматься с ним и после его ухода из школы в 1813 году (связанного с тем, что голос подросшего певчего стал ломаться и утратил необходимую "хрустальность"). В 1814 году в Вене произошло событие огромной важности - состоялась премьера бетховенской оперы "Фиделио". предание гласит, что Шуберт продал все свои школьные учебники, чтобы попасть на эту премьеру. Возможно, дело обстояло и не столь драматично, но доподлинно известно, что поклонником Бетховена Франц Шуберт оставался до конца своей недолгой жизни. Этот же год ознаменовался для Шуберта и более прозаическими событиями. Он поступил на работу в ту же школу, где преподавал его отец. Педагогическая деятельность казалась молодому музыканту скучной, неблагодарной, бесконечно далекий от его высоких потребностей. Но он прекрасно понимал, что быть обузой семьи, которая и без того едва сводила концы с концами, он не может. Несмотря на все тяготы, те четыре года, что композитор посвятил учительству, оказались весьма плодотворными. ![]() В этот же период складывается вокруг Шуберта дружеский кружок. К старым (еще со времен конвикта) товарищам Иоганну Иенгеру, Ансельму Хюттенбреннеру и Иосифу Шпауну присоединяются новые - Франц Шобер, Иоганн Майерхофер и Теодор Кернер. Объединяла друзей преданность музыке. Которая, впрочем, не была их исключительной привилегией. Вся Вена, казалось, потеряла в ту пору голову от любви к музыке. Музыка звучала везде. В концертных залах, парках, пригородах - фешенебельных и не очень, - в кафе и ресторанах, в великосветских салонах, на улицах и даже на постоялых дворах. В 1817 году Франц Шобер познакомил Шуберта с Иоганном Михаэлем Фоглем, известным всей Вене баритоном. Фогль (а подступиться к нему было дьявольски трудно - артист, знаменитость!) согласился прослушать некоторые песни молодого композитора. Похмыкал после первой: "Недурно". Потом попросил сыграть еще. И, в конце концов, музыка Шуберта так захватила его, что он решил стать исполнителем его песен (чем немало способствовал их популярности). ![]() В 1820 году состоялось первое публичное исполнение произведений Франца Шуберта, принесшее ему первый успех. Примерно в это же время зародились и "шубертиады" - своеобразные музыкальные вечера. затевавшиеся то в доме кого-то из приятелей композитора, то в его собственной "келье", то в небольшом кафе. На этих полузакрытых концертах Шуберт сам аккомпанировал Фоглю, исполнявшему его песни. Вечера проходили тем более весело, чем больше желал Шуберт забыться в объятиях музыки и друзей. Совсем недавно он узнал ошеломившую его новость: Тереза Гроб, его нареченная, вышла замуж. Она устала ждать, когда музыкант сможет предложить ей вместе с рукой и сердце хоть сколько-нибудь пристойное существование. И теперь Шуберт топил свою несчастную любовь в безудержном веселье. Он так никогда и не смог полюбить другую женщину. Лишь в 1824 году ослепительно вспыхнуло -и тут же погасло - чувство к Каролине Эстергази, его ученице. Разница в материальном и социальном положении действовала отрезвляюще. ![]() Известность Шуберта тем временем росла. Его песни вошли в моду. В 1828 году были опубликованы его важнейшие сочинения, а в марте того же года состоялся один из самых знаменательных для него концертов. На вырученные от него деньги Шуберт купил себе фортепиано. Он так мечтал о том, чтобы обладать этим "королевским инструментом". Но долго насладиться приобретением ему не довелось. Всего через несколько месяцев Шуберт заболел брюшным тифом. Он отчаянно сопротивлялся болезни, строил планы на будущее, пытался работать в постели... 19 ноября 1828 года композитор умер, не дожив даже до 32 лет. Несколько позже на его надгробии высекли эпитафию, принадлежащую перу Грильпарцера: "Здесь музыка похоронила не только богатое сокровище, но и несметные надежды". |