В авторском цикле передач Михаила Казиника «Три с половиной века развития европейской музыки» настал черед третьего венского классика – великого и непостижимого Людвига ван Бетховена. «Он воплощает собой не просто космос, – отмечает музыковед, – в нём как будто соединились разные люди, разные ментальности и разные ощущения мира…» То есть каждый раз, когда я говорил о каком-либо из гениев, в этот момент он один и становился моим самым любимым композитором. Но всё-таки, положа руку на сердце, сегодня могу сказать – есть один гений, отношение к которому у меня менялось всегда только к лучшему, в ком я ни разу не разочаровался и кому никогда не изменял: это Людвиг ван Бетховен. Многие из вас скажут: “Ну, конечно, понятно – и Лунная соната, и Патетическая соната, и Аппассиоаната и великолепные симфонии – Третья, Пятая, Седьмая, Девятая…”. Нет, дорогие мои, не эти сонаты и не эти симфонии: их я давно уже наслушался, и теперь слушаю другое. Я слушаю не Третью, Пятую, Седьмую и Девятую, а всё больше – Вторую, Четвертую, Шестую и Восьмую симфонии. Я слушаю не столько ранние сонаты Бетховена, сколько поздние. И поздние квартеты… При всё том, что я никогда до конца не смогу понять – как в одном человеке могло существовать столько музыки и столько великого тайного знания!.. Бетховен непостижим! Он неуловим внешне. Его невозможно застать на одной и той же квартире, потому что, пока вы к нему собирались в гости, он уже переехал. Он абсолютно необъясним в бытовой жизни – в своей невероятной любви и ненависти, мягкости и грубости, человечности и бесчеловечности… Но самое главное в его музыке – то, что в ней нет пределов. Бетховен – бесконечен!..» «Только одного композитора я любил всегда, – напоминает Михаил Казиник, – это Людвиг ван Бетховен. Я могу себе представить музыку без любого композитора, но только не без него…». Причин тому было озвучено уже немало, «но особо примечательно, – подчеркивает музыковед, – то, что в музыке Бетховена впервые зазвучала античная эпоха»… Так вот для меня Бетховен – единственный композитор, который включает в себя всё. Он аполлонический и он же – диониссийский…» А убедиться нам в этом поможет, конечно же, музыка… Михаил Казиник представляет третью заключительную передачу о великом венском классике Людвиге ван Бетховене – исполине музыки XIX века и античном герое по широте своего художественного размаха. Вас вновь ждут контрасты: Романс для скрипки с оркестром и фортепианное рондо «Ярость по поводу утерянного гроша»… В совсем иные сферы нас увлекает неистовое Рондо-каприччио соль мажор: «Это великая бетховенская шутка, – отмечает музыковед, – бессмертная шутка гения и громовержца, написанная для одного лишь рояля. И каждый раз пианисты соревнуются друг с другом, кто сыграет её остроумнее, забавнее, задорнее: у кого проявится то самое бетховенское чувство юмора, приправленное щедрой порцией ярости?..» |