Баян

| Баян - один из наиболее совершенных из существующих в настоящее время хроматических гармоник. Впервые название "баян" встречается в афишах и рекламах начиная с 1891 года. До этого времени подобный инструмент назывался гармоника. В России определённым толчком в распространении инструмента явилось приобретение Иваном Сизовым на Нижегородской ярмарке в 1830 г. ручной гармоники, после чего | он решил открыть гармонную мастерскую. К сороковым годам 19 века появилась в Туле первая фабрика Тимофея Воронцова, которая выпускала 10000 гармоник в год. Это способствовало самому широкому распространению инструмента, и к середине 19 в. гармоника становится символом нового народного музыкального инструмента. Она обязательная участница всех народных празднеств и гуляний. Если в Европе гармонику делали музыкальные мастера, то в России наоборот гармоника создавала из народных умельцев мастеров. Потому в России, как ни в какой другой стране такое богатство чисто национальных конструкций гармоники, отличающихся не только формой, но и разнообразием звукоряда. Репертуар, например, саратовской гармоники невозможно исполнить на ливенке, репертуар ливенки на бологоевке и т.д. Название гармоники определялось местом, где ее сделали. Следующим этапом в развитии гармони были двухрядные гармошки, конструкция которых пришла в Россию из Европы. Гармонь-двухрядку можно было бы еще назвать и "двухзвукорядной", так как за каждым рядом кнопок в правой руке закреплялся определенный звукоряд. Такие гармошки получили название русские венки. В настоящее время все перечисленные выше гармошки - большая редкость. Примерно с 50-х годов ХХ века тальянки были практически вытеснены хромками. Хромки могут быть "порядковыми" или "непорядковыми". У непорядковых гармошек с левой стороны не три, а два ряда кнопок (отсутствует вспомогательный ряд). И все же этот инструмент был еще очень далек от баяна. Баян своим появлением обязан талантливому русскому мастеру-конструктору Петру Стерлигову. Хроматические гармоники (впоследствии баяны) Стерлигова, начиная с 1905 по 1915 г. столь быстро совершенствовались, что и сегодня по их последним образцам делаются фабричные инструменты. Сделал популярным этот инструмент выдающийся музыкант-гармонист Яков Федорович Орланский-Титаренко. Мастер и виртуоз назвали инструмент в честь легендарного русского музыканта, сказителя и певца Бояна - "баяном". Было это в 1907 году. С той поры и существует на Руси баян - инструмент ныне настолько популярный, что нет нужды говорить о том, как он выглядит. В последние годы некоторое распространение получил выборный баян. Особенность его заключается в том, что в клавиатуре левой руки нет "готовых" аккордов. Это заметно расширяет музыкально-исполнительские возможности инструмента, но в то же время очень усложняет технику игры. В наше время композиторы пишут для баяна оригинальные произведения вплоть до сочинений крупных форм сонат, концертов и т.д. В музыкальных учебных заведениях существуют классы баяна, в которых готовят квалифицированных баянистов. Фабрики выпускают большое количество гармоник и баянов разных систем. И при всем том баян остается народным инструментом, на котором играли и продолжают играть народную музыку.
Играет Александр Скляров
В. П. Власов "Мои давние знакомые" (документальный фильм)
|
| |
Категория: Оркестр народных инструментов | Добавил: админ (15.07.2011)
|
Просмотров: 1639
| Рейтинг: 0.0/0 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
|
Меню сайта |
|
 |
Категории раздела |
|
 |
Вход на сайт |
|
 |
Поиск |
|
 |
Мини-чат |
|
 |
Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
 |
|