МИХАИЛ КАЗИНИК О ШКОЛЕ БУДУЩЕГО
ОБРАЩЕНИЕ К УЧИТЕЛЯМ
Дорогие друзья!
 У профессии учителя есть два начала – охранительное и инновационное.
Охранительное начало безмерно важно, ибо ключевое понятие для всех культур - Учитель и Ученик - сопровождает нас во всех эпохах:
Учитель в Индуистском и Древнекитайском понятии,
тривиумы и квадривиумы античного мира, средневековые академии, античные
гимназиумы «Семи свободных искусств», венецианские консистории,
благородные пансионы, кадетские, офицерские школы и школы при
консерваториях…
Сегодня наступил самый большой кризис образования за последние столетия.
Всё охранительное, всё, что передавалось из эпохи в
эпоху, всё, чем так гордилось образование, стало неожиданно "нелепым",
"старомодным", "неэффективным".
Проблемы гуманитарного образования возникли в связи со следующими событиями.
1. Приход Эпохи Интернета.
Кто такой (с точки зрения интернета) школьный учитель?
Это – странное существо, которое знает обо всём примерно в миллион раз меньше чем интернет.
Что такое, скажем, учебник географии?
Это – странная книга, необходимость в которой, в связи с появлением интернета, может оказаться весьма сомнительной.
Откройте учебник географии и посмотрите главу о
высочайшей вершине нашей Планеты - горе Эверест. Там есть одна
фотография, несколько цифр и предложений.
...Открываем интернет... Слово «Эверест» упоминается
242000 раз, более 5000 фотографий. Это значит, что, если вы поставите
перед собой цель прочитать всё, что написано об Эвересте и на каждую
статью потратите только одну (!) минуту, то вам придётся беспрерывно
работать в течение двадцати суток.
Пожалеем себя и введём восьмичасовой рабочий день.
Тогда не пройдёт и двух месяцев, как вы успели мельком глянуть на все статьи.
А если не мельком? Хотя бы по десять минут на каждую?
Два года!
А сколько времени про Эверест может говорить учитель географии?
Может быть, учитель нужен сегодня для того, чтобы
выбрать для нас самые необходимые сведения об Эвересте или Джомолунгме и
тем самым избавить нас от двухлетней работы?
Возможно, у учителя в эпоху Интернета совсем другие задачи?
Думаю, что – другие. Думается, что цель учителя – не столько информировать, сколько так выстроить урок, чтобы вызвать у ученика жгучую потребность узнать об
Эвересте как можно больше, испытать потрясение, полюбить эту
удивительную гору. У ученика может зародиться желание стать
исследователем этой горы, взобраться на неё. А для этого, под
впечатлением рассказа учителя – зайти в интернет и начать
самостоятельное изучение этого чуда нашей Планеты. Таким образом,
учитель географии станет проповедником географии, то, есть, подаст
ученику высокую идею жить на Планете с любовью к ней, с потребностью в
постоянном познании её. А, ведь, Джомолунгма находится в Гималаях. А
Гималаи... это... ( Так география переходит в… философию)
2. Потеря веры в абсолютное знание учителя и в правоту учебника.
3. Ужасающее воздействие телевидения по причинам:
а) Его невиданного распространения и приоритета в качестве времяпровождения.
б) Крайне низкого уровня большинства программ. Сама
природа телевидения сегодня – создать «продукт», под который дадут
деньги на рекламу. Отсюда главная ценность – не духовная, не
образовательная, не эстетическая. Цель программы – любым образом собрать
как можно больше зрителей, которые затем купят товары или услуги.
4. Невиданная доселе пропаганда популярной культуры.
5. Изменение менталитета ученика.
Если прежде ученик приходил к учителю для того, чтобы
воспринять, узнать, загореться, открыть, то теперь ученик уже
«обработан» и его цель – поиронизировать, посмеяться, поспорить (увы! На
очень поверхностном уровне).
6. Крайне низкий статус Учителя (по сравнению с профессиями, прославляемыми средствами массовой информации).
7. Культивирование атмосферы, при которой
учениками сделан вывод о том, что гуманитарное образование НЕ ВЕДЁТ к
повышению благосостояния.
8. В результате невиданного уничтожения,
которому подвергался народ на протяжении нескольких поколений, в стране –
недостаток истинной элиты, которая создавала атмосферу в обществе,
поддерживала духовный огонь и распространяла (освещая) знание,
необходимое для духовного баланса.
9. Превращение всех духовных, творческих,
элитарных, художественных, эстетических, этических начал в примитивные
масс - медийные шоу.
10. Полная подмена духовных ценностей материальными.
11. На смену триединой эстетике братьев
Карамазовых (Алёши, Ивана и Дмитрия) пришла, по сути, безальтернативная
эстетика Смердякова. Об этой опасности предупреждал Достоевский.
12. Пушкинское главное программное стихотворение
(которое, кстати, никогда не изучали в школе) «Поэт и толпа» оказалось
пророческим. Сегодня эстетика ПОЭТА недвусмысленно заменена эстетикой
ТОЛПЫ.
13. Поэтизация ПРЕСТУПНИКА и БИЗНЕСМЕНА, как главного действующего лица общества.
14. Властителями душ стали не творчески высокие,
мыслящие, харизматические личности, а шоумены, причём,
специфически-российские.
Как говорить о поэзии с учеником, который использует
ненормативную лексику в каждом втором слове. Или о Великой любви, о
Бессмертной возлюбленной, о Вечной Женственности с учеником, который
хорошо знаком с эротическим интернетом. Или пытаться рассказать о
романтизме в музыке Шумана и Брамса ученикам, которые точно знают (ибо
ТВ сообщает об этом каждый день), что музыка – это Киркоров и
многочисленные поп коллективы, а поэзия – это «полюби меня такой,
кака-я-я-есть» (есть каку). Как можно представить себе учителя этики,
который пытается объяснить поведение парламентариев, учителя риторики,
который стремится развить в учениках подлинную речь в условиях
тотального косноязычия и декларируемой ненормативной лексики.
Трагедия сегодняшнего учителя не в том, что он
стал хуже в качестве преподавателя, чем в прошлые времена. Трагедия в
том, что его голос не слышен среди беснующейся поп-культуры, бесконечных
шоу и рулеток.
После всего написанного может сложиться впечатление,
что ситуация безысходна, и всё, что остаётся – пронаблюдать закат и
деградацию некогда великой культуры. Предложить всем учителям никому
больше не нужной гуманитарной сферы принять один из нескольких
вариантов:
1. Переквалифицироваться, став учителем компьютерного обучения или маркетинга.
2. Уйти в бизнес.
3. Обратиться к государству с просьбой - выделить
пособие по безработице, которое позволило бы учителям музыки, истории
искусств, литературы, эстетики не умереть с голоду.
4. Поменять страну проживания на те страны, где по-прежнему уделяется большое значение гуманитарным сферам.
Но есть и ещё один вариант. Он потребует
пересмотра многих позиций преподавания, вплоть до смены парадигмы
гуманитарного образования. Необходимо пожертвовать консервативной частью
обучения и включить максимально-инновационное мышление.
В качестве эксперимента я провёл два урока в одной из
самых сложных школ Санкт-Петербурга. В результате хочу предложить
вашему вниманию некоторые трёхстишия (хокку), которые сочинили ребята –
жители одного из самых неблагополучных районов города.
Хокку, написанные детьми школы № 232 Санкт-Петербурга после нашей второй встречи.
Звезда, упавшая с небес
Погасла, но не умерла
Сменила форму...
Глобенко Игорь 15 лет
Дьявол
Исчадие ада
Или великий композитор
Олеся Ганжа 13 лет
Я стою в дверном проёме
И не знаю куда идти...
Останусь на месте
Грачёва Женя 16 лет
Тончайшая нить
Погрузила меня
В этот мир...
Фролова Саша 13 лет
Как часы звучит жизнь,
Которую мы должны прожить,
Которую уже прожил Шуберт
Галкова Юля 12 лет
Жизнь лишь сон
А смерть - пробуждение
Для этого мы и живём...
Бычков Андрей 16 лет
Он не жалел себя
Всю жизнь он шёл вперёд
И он родился...
Овчинников Артём 16 лет
Как годы пройдут – решать нам
Не важно время
Важно что оно значит для нас.
Попов Никита 17лет
Музыка закралась в душу
Открыла раны
Залечу ль не знаю. Трудно...
Шанкин Д 15 лет
Человек не может прожить тысячу лет
Но он может прожить
Вечность.
Матвеев Дмитрий 15 лет.
Каждый человек рождён, чтобы изменить жизнь другого человека
В то время как другой человек
меняет жизнь кому-то ещё.
Надя Костякова 14 лет
Пусть школа мне не нравится
Но школа – это истина
И без неё никак.
Титова Ксюша 13 лет
Перед вами некоторые хокку, написанные моими
слушателями в возрасте от 12 до17 лет после двух наших встреч (об этом
эксперименте достаточно много писала пресса).
Думаю, что, читая подобные откровения детей, которые с
неохотой шли на первую встречу, а затем не хотели завершать вторую,
заставят многих учителей задуматься о методических принципах, которые я
использовал в этих двух уроках музыки (шире: искусства).
Я не буду описывать здесь эти встречи, перечислю, лишь, принципы, которые ведут к столь быстрому и активному раскрытию творческих способностей детей в процессе первого же урока.
1. Всякое произведение искусства (музыкальное,
поэтическое, живописное и т.д.) это не столько информация, сколько
волна, источник духовных вибраций и излучений, своего рода передатчик.
Человек воспринимающий – приёмник. Таким образом, невосприятие
произведения искусства есть показатель неисправности (или настроенности
не на ту волну) приёмника. В этом случае задача учителя – настроить или
починить приёмник.
2. Сегодняшний ученик приходит на урок
искусства не столько как расстроенный приёмник, но ещё и приёмник,
настроенный на совершенно иную волну (о причинах читайте выше). То есть, у ученика существует предварительная установка. Снятие предварительной установки – первый шаг к восприятию.
3. Одно из условий успеха – чувство любви,
которое возникает у ученика к учителю. Любовь – это энергия. Всякий
нормальный учитель, готовясь к уроку с этим знанием, может достичь цели
4. Отмена веры в абсолютную само собой
разумеющуюся правоту учителя и учебника ведут к тому, что учителю нельзя
начинать урок с объявления композитора, художника, скульптора, поэта
как «ВЕЛИКОГО». Урок, начинающийся с «ВЕЛИКОГО ЧАЙКОВСКОГО» или
«ВЕЛИКОГО ПУШКИНА» обречён на неуспех, ибо сегодняшний ученик приходит в
класс с предварительными сформированными абсолютно иными установками.
5. Принципом урока должна стать не прямая, а
реверсивная (обратная, парадоксальная) информация. Это значит, что
определение ВЕЛИКИЙ должно появиться не в начале, а в конце урока, когда
это слово окажется полностью оправданным всем ходом рассуждений
учителя.
6. Главным условием восприятия творения
искусства (музыки, поэзии, картины художника) станет не обилие
информации о нём, а создание волны, или, лучше сказать, точной волновой
настройки, связывающей вибрацию музыкального, поэтического или
изобразительного творения с вибрацией души ученика.
7. Принцип реверсии исключает также негативные
оценки, которые некоторые учителя любят давать тем или иным (пусть самым
примитивным, пусть самым недостойным) явлениям массовой культуры. В
преподавании всегда важно сражаться не против, а ЗА. Только когда
ученики проникнутся любовью к музыке, искусству, преподанной учителем,
можно вместе с ЛЮБИМЫМИ и ВЕРЯЩИМИ УЧИТЕЛЮ учениками проанализировать и
пошутить над всем этим.
Я называю эти принципы ПРИНЦИПАМИ ВОЛНОВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ.
Итак, Принципы, действительно, существуют, и те
учителя, которые готовы их освоить, получат весьма впечатляющие
результаты уже после первой же попытки.
Научиться им можно. Это доказывают мастер-классы,
которые автору довелось провести в тысячах аудиторий. Воздействие было
практически стопроцентным.
В Швеции автор этих строк провёл трёхлетний проект
под названием «Остановись, мгновение». В проекте участвовали 100 000
учеников в возрасте от 12 до 17 лет.
Проект проводился в крупнейшей шведской провинции
СМОЛАНД, где даже сводки полиции показали резкое уменьшение детской
преступности.
У автора хранится более двухсот пятидесяти тысяч
писем, отзывов, рисунков, стихов, написанных детьми русских, шведских,
норвежских, немецких школ, полученных после проведения целых периодов
погружения в искусство.
Давайте сотрудничать, ибо ещё не вечер. |